Все о Бисере и Украшениях

Поиск по сайту:





Яндекс.Метрика

 
Добро пожаловать на Планету Бисера!

Схемы бисероплетения: История возникновения бисера и украшений

Колье из ракушек
Самые древние бусы, возраст которых превышает 40 000 лет были найдены в Кении, их считают доказательством того, что именно в Африке зародилось человечество. Ученые  считают, что, придумав бусы,  человек окончательно отделился от животного мира. Бу­синка – безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Бусы могут быть только знаком, символом – а это начало культуры и духовности. Всегда и всюду людей сопровождали бусинки.
По бусинкам археологи датируют свои находки, прослеживают экономические связи на­родов и торговые пути, выявляют этно­графические признаки культур, судят о нравах, вкусах и моде разных эпох. Сначала бусы изготовляли из костей, камней, семян, ракушек. Потом по­явились металлические, керамиче­ские, стеклянные и, наконец, пласт­массовые. Бусинки нанизывали на ни­ти и вешали на шею, руки, ноги, вдевали в уши, ноздри, веки, губы и другие части тела. Бусами украша­ли ритуальные предметы, домашнюю утварь, одежду, оружие, элементы ин­терьера.

Изделия, выполненные в разные вре­мена разными народами, сильно отличаются друг от друга. Но в технике исполнения много общего.

Например, метод низания «мозаика» был известен и на Среднем Востоке, и в Америке задолго до того, как между народами других стран установились связи. Ажурные сетки из бисера, жемчуга или пиленого перламутра часто использовались при создании деталей традицион­ного русского костюма, но не менее россиян преус­пели в низании сеток народы далекой Индонезии. В далекие времена бы­ло столько общего в приемах работы с бусинами, то сейчас, когда идет активный обмен информацией и опытом, не всегда удается по внешнему виду определить национальную принадлеж­ность современного изделия. Мастера развива­ют свои традиционные виды рукоделия и охотно, творчес­ки осваивают приемы, пришедшие из других стран.

Чашка из бисера

Используемый материал сейчас не всегда под­скажет, где проживает автор работы: в магазинах можно купить и чеш­ский бисер, и восточные бусинки-амуле­ты. При выборе материалов и сочетаний цветов, при создании фор­мы рукотворных изделий все мы – кто осознанно, а кто подсознательно – опираемся на вековые традиции и опыт своего народа. В старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изго­товления бусин использовали камень, металл и т. д. Уникальными являются бусины из костей мамонта, найден­ные в Сибири и не встречающиеся больше нигде в мире. Стеклянные бусины появились на Ру­си уже в домонгольский период. Арабский писатель X века Ибн-Фодлан пишет, что русские жены носят богатые украшения, очень лю­бят зеленый бисер и дорого за него платят. Среди бусин, найденных при раскопках на территории Древней Руси, встречаются как привозные – сирийские, византийские и египет­ские, так и местные. Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гам­мой. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора, золоченых бус. Первые на территории Руси сте­кольные мастерские появились в XI веке в Киеве. В них произво­дили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние Ближнего Востока, Визан­тии. Произведения русских мастеров приобрели осо­бые, самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Ря­зани и других городах.

Горшочек из бисера

 
Небольшая справка:
Рукоделья разде­лялись на «белоручные» и «черные». К первым отно­сились вышиванье по канве шелками, синелью и шерстью, вязанье кошельков, поясов, лестовок, золотошвейные и бисерные работы.
 

Древняя Русь – царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов изве­стно, что уже в XIвеке одежду украшали жемчужной вышивкой. После монголо-татарского нашествия, прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается сначала на территории современной Украины, а затем и России. В Средние века в России, особенно на севере, в качестве бусин широко ис­пользовали кусочки перламутра и реч­ной жемчуг. Эти красивые ма­териалы были доступны всем слоям населения. Их применяли для отделки нарядного платья (как женского, так и мужско­го) и головных уборов, для изготовления оже­релий, серег и т. п. Широко использовали жем­чуг и для отделки церковных облачений, утвари, для украшения переплетов книг и окладов икон. Из жемчуга и перламутра низали густые сетки: ши­рокие ожерелья, спускавшиеся на лоб поднизи жен­ских головных уборов, другие детали костюма. Вышивку выполняли, пришивая на ткань отдельные жемчужины или предварительно нанизанный на нить жемчуг. Фон оставляли свободным или вышивали нитками. В Псковской губернии кокош­ники украшали большими (размером с яйцо) шишками из жемчуга.

Привозной бисер ценился высоко и нередко сосед­ствовал в дорогих нарядах и в церковной утвари с дра­гоценными камнями, зо­лотом, жемчугом. Уклад в российских се­мьях, даже в богатых, не поощрял празднос­ти и способствовал развитию рукоделия, особенно женского. Многие знатные женщины, сидя взаперти, дошли до та­кого мастерства в шитье жем­чугом, что перещеголяли иных швей, и рукоделия их вывозят в дальние страны.
Нарукавники из бисера (фрагмент крупный планом)
Нарукавники из бисераВ 1915 году в некоторых церквях еще храни­лись покрывала, ризы и другие принадлежности, выши­тые княжнами да царевнами в XIVXVIвеках и преподне­сенные ими в качестве благочестивых вкладов. Не было зазорно и продавать изделия знатных мастериц. Жемчужное шитье достиг­ло своего расцвета в XVII веке. До середины XVIII века бисер только дополнял вышивку жемчугом, нитками, ка­нителью. Причем и в вышивке, и в низании по отноше­нию к бисеру применялись те же приемы, что и в тради­ционных русских изделиях из жемчуга. Петр I, в стремлении сблизить Россию с Европой, не только энергично внедрял европейские порядки, одежду, еду и прочее, но и поставил под наблюдение ино­странцев русских мастеров художественных промыслов. Древнерусское искусство с этого времени остановилось, отчасти со­храняясь только в удаленных от столицы, глухих уголках страны.
  
Небольшая справка:
Чичиков надел на голову ермолку, вышитую золотом и буса­ми, и очутился, как персид ский шах, исполненный достоинства и величия. (Н. В. Гоголь. «Мертвые души» в первоначальной редакции)

Бисер и схемы плетения появляются в России

Ввоз бисера в Россию постоянно увеличивался, больше становилось и привозных образцов. Изделия из бисера того периода составляют гордость русского прикладного искусст­ва, несмотря на то что и материал, и образцы были иност­ранными. В отличие от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоде­лие было домашним  занятием. На продажу изделия производили в мо­настырях да изредка крепостные в небольших мастерских. В XVIII веке в работах знатных дам появляются новые при­емы, бисер используется уже не в дополнение к жемчу­гу, а как самостоятельный ма­териал. Модными становят­ся сплошные вышитые би­сером картины, в которых заполнен и фон. Правда, лица людей не вышивают, а пишут мас­лом по холсту. В вышивках XVIII века снизки бисера располагают вдоль конту­ров рисунка, подчеркивая бисерными «линиями» фор­му и объем изображаемых предметов. Позже распрост­раняется  вышивка по счету, когда каждая бисеринка зани­мает свое место в рисунке, раз­битом на клетки, как при вышив­ке крестиками. На смену традици­онному русскому рукоделию пришло другое, иностранное, с другими мате­риалами и приемами работы. В XVIIIXIXвеках еще крепко держался старинный уклад и в дворянских семьях, по­ощряющий художественные занятия девиц и дам. Необычайно популярно было и бисерное рукоделие, поэтому упоминания изделий из бисера, обычно предназначенных в подарок, часто встречают­ся в художественной и мемуарной литературе, в переписке того времени.

Воротник вышитый бисером

В начале XX века в Успенском соборе Москвы еще хранились собственноручные работы Екатерины II. Возможно, великая императрица принимала непосредст­венное участие и в вышивке знаменитого стеклярусного кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме. Вот как сказано об этом в описи: «Стеклярусная ком­ната с богатым цветным парадом, на стенах обои, вышитые Екатери­ной II». В усадьбах и дворцах бисером вышивали картины и украшали предметы обихода, вязали всевозможные чехлы крючком и на спицах, реже выкладывали картинки по воску, ткали на специальных станоч­ках. Низаные работы, столь широко распространенные у крестьян, среди «помещичьего бисера» встречаются редко. Аристократические вышивки выполнялись обычно по иностран­ным образцам. Схемы с российскими сюжетами мастерицы со­ставляли сами, иногда преобразуя по своему вкусу картинки из книг и журналов.

Сюжеты вышивок отражают популярные стили XIX века. В начале века был в моде сентиментализм – цветы, голубки, сердечки, урны, жертвенники. Для вы­шивок в стиле ампир характерны меандры, пальмы, колонны, амуры, античные сюже­ты, изображения богов. Отечественная война и победа над Наполеоном способ­ствовали росту патриотизма и попу­лярности армии. В вышивках появля­ются атрибуты войны, изображения воинов. В 30-40-х годах возник ро­мантизм: замки, рыцари, трубадуры, охотники, пастушки. Многие дворянки не только работали сами, но и обучали рукоделию крепо­стных. Мастерские в усадьбах способ­ствовали распространению и развитию ремесел. После отмены крепостного пра­ва изготовление предметов народного ис­кусства из сферы домашнего производства переходит в ремесленное. Это относится и к бисерным работам.

Украшения из бисера: вчера и сегодня

серьги из бисера
Кустарные мастерские в деревнях стали источни­ком дохода для крестьян. Такие мастерские были организованы в Тверской, Московской губерниях. После 1917 года работа кустарных мастер­ских, использующих импортный матери­ал и сбывающих продукцию за границу, стала невозможна. Уклад жизни резко изменился, женское рукоделие потеря­ло свою былую популярность, став да­же признаком мещанства. Наверное, именно эти обстоятельства и в 20-х, и в 80-х годах XX века позволили российским авто­рам книг о бисерных работах писать: «бисерные рукоделия – явление, ото­шедшее в область истории», «время бисера ушло безвозвратно». К счас­тью, они ошиблись. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популяр­на работа с бисером. Многие масте­рицы творят из бисера чудеса – велико­лепные картины, роскошные украше­ния, нарядные бытовые мелочи. Навер­ное, мы устали от того, что нас окружают вещи массового машинного производства, хочется чего-нибудь особенного, рукотвор­ного, хранящего частицу души мастера.
 
(Источник: Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА. -288с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений))

Форма входа
Поиск Google
Наш опрос
Нужен ли сайту редизайн?
Всего ответов: 113
Друзья сайта

BiserPLANET.ru © 2024
Хостинг от uCoz