Здание торгпредства России в Швеции продано за долги

Шестиэтажный жилой дом ушел с молотка за 1,4 млн евро; эти средства может получить германский бизнесмен, который судится с Россией за потерянные инвестиции; Управделами президента обжалует итоги торгов
Linus Hook/ Bloomberg

Жилой дом торгового представительства России в Швеции продан за 12 млн крон (1,4 млн евро) по итогам аукциона шведской службы взысканий, сообщает ИТАР-ТАСС. Здание принудительно продали с третьей попытки по требованию германского бизнесмена Франца Зедельмайера. Он с 1998 г. добивается взыскания с России около 5 млн евро компенсации за потерянные инвестиции при попытке наладить бизнес в Петербурге в 90-х гг. Пресс-секретарь Управделами президента Виктор Хреков уже пообещал, что решение службы приставов и результаты аукциона будут обжалованы. Он также добавил в интервью "Интерфаксу", что пока покупатель не внес всю сумму (на что ему дается один месяц), объект нельзя считать проданным. По его словам, адвокаты Управделами обжалуют решение службы приставов и результаты аукциона в участковом суде Стокгольма.

Зедельмайер в своих исках утверждает, что в 1991 г. создал СП с ГУВД Санкт-Петербурга и инвестировал средства в реставрацию ведомственной резиденции в особняке на Каменном острове. В 1995 г. здание передали Управделами президента, а германский инвестор не получил компенсации. В 1998 г. он добился присуждения ему $2,35 млн компенсации за потерю инвестиций в России. Это решение принял коммерческий арбитраж в Стокгольме. Россия его не выполнила. С тех пор бизнесмен пытается добиться ареста и продажи российской недвижимости за рубежом. В частности, он пытался отсудить здание бывшего торгпредства СССР в Кельне и Русский дом в Берлине. Пока ему удалось добиться только 1 млн евро с аренды здания кельнского торгпредства, в феврале 2014 г. здание выкупила Госзагрансобственность, которая входит в Управделами президента.

В октябре 2010 г. Cтокгольмский окружной суд принял решение об аресте здания бывшего советского торгпредства по заявлению Зедельмайера. Российская сторона в своей апелляции обратила внимание на то, что "все активы РФ на территории Швеции являются собственностью государства и используются в целях, на которые распространяется как государственный, так и дипломатический иммунитет". Однако в начале июля 2011 г. Верховный суд Швеции оставил решение окружного суда в силе, отметив, что он "разделяет понятия государственного и дипломатического иммунитетов" и считает, что в данном случае первый не распространяется на оспариваемое имущество, в том числе и потому, что большинство пользующихся жилым домом лиц не имеют дипломатического статуса.

Осенью 2013 г. состоялись первые торги. Здание было оценено в 64 млн крон (6,7 млн евро). Покупателей на него не нашлось. 18 февраля 2014 г. дом после переоценки был продан на аукционе за 20,5 млн крон (свыше 2,2 млн евро). На торгах было оплачено 10% суммы. Согласно правилам покупатели могли бы формально вступить в права владения 27 марта после внесения окончательного платежа за дом. Но у них возникли сложности с займом в банке, необходимым для финансирования покупки.

Россия не признает легитимность ни решения Верховного суда Швеции, ни торгов. "Дом является собственностью российской дипломатической миссии, и проживающие в нем ее сотрудники и их семьи обладают дипломатическим иммунитетом и являются неприкосновенными в соответствии с законом. Сложно предположить, что, зная это, найдется добросовестный покупатель нашей недвижимости, если только он не преследует провокационные цели... Мы не признаем аукцион легитимным, не допустим посторонних лиц на нашу суверенную собственность и не будем освобождать здание", - отмечали ранее в диппредставительстве России в Швеции.