Микробиология

«Со страхом Божиим и верою приступите!» — возглашаю я, вынося на амвон из алтаря Чашу.

Православные причащаются. И кто-нибудь обязательно предпримет попытку снять частичку Тела Христова, пропитанного Христовой же Кровью, одними лишь зубами, стараясь во что бы то ни стало не коснуться латунной Лжицы губами. Любой священник сталкивается с подобным явлением брезгливости. Люди боятся заразы.

Причащение всех одной Лжицей из одного Потира является древней практикой Православной Церкви. И эта практика сегодня вызывает у многих крещёных отторжение. Потому как негигиенично. Микробы, вирусы, кто-то чихает, кто-то кашляет, у кого-то вообще, может быть, СПИД, а он об этом даже не знает. Или знает.

По этой причине некоторые члены Церкви Христовой не приступают к самому главному Таинству, о котором свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,53-54).

Христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить инфекцию и лишиться жизни земной

Возникает щекотливая ситуация, когда христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить опасную инфекцию и, возможно, лишиться жизни земной, временной. Действительно, на самом деле довериться Богу очень сложно, когда речь идёт о собственном здоровье и, тем более, жизни. Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему. А тут встаёт между человеком и Богом микробиология. Наука, как ни крути.

Мне часто приходилось выслушивать по этому поводу упрёки, которые апеллировали именно к науке. Особенно от врачей, ведь последние десять лет я являюсь больничным попом. Со всеми их теоретическими доводами я непременно соглашаюсь, поскольку микробиологию и вирусологию мне пришлось изучать дольше любого из них: два года в медакадемии плюс ещё год в госуниверситете на «биофаке». Не соглашаюсь лишь с практическими выводами, которые, хоть и не должны расходиться с безупречной теорией, но фактически как раз расходятся.

Я предлагаю своим собеседникам задуматься о том, что самым последним в цепочке всех, кто коснулся губами Лжицы, стоит священнослужитель. Диакон или священник. Он обязан «потребить Чашу» после того, как все причастились. Причём этот процесс чаще всего доступен для созерцания всем прихожанам, ведь самый удобный момент для этого — после заамвонной молитвы. Царские Врата открыты, клирос поёт 33-й псалом, священнослужитель стоит у Жертвенника, доедая и допивая всё содержимое Потира.

В данном случае диакон или священник — живой маркёр (позаимствую этот удачный генетический термин на правах дипломированного специалиста), ходячий носитель статистики распространения инфекции через общую Чашу и Лжицу.

Микробов и вирусов действительно полно в любом храме. По всем правилам, установленным наукой, духовенство должно просто выкашиваться заразой из строя здоровых людей и штабелями укладываться в инфекционные больницы. Да и жить должны недолго, чего уж там.

Но факт состоит в том, что этого не происходит ни сейчас, не было такого ни до революции, ни даже в VII веке, когда Лжица прочно вошла в Византийский богослужебный обряд.

Почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи?

Но почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи? Ведь столько исследований было совершено, столько диссертаций написано, столько клинических исследований тех же... Никоим образом не ставя под сомнение авторитет уважаемой мной микробиологии, хочу сказать, что ответ на этот трудный вопрос лежит вовсе не в области знания, но в области веры человека, который, будучи христианином, доверяет себя своему Творцу и Спасителю.

А уж где действует Бог, там, как я верую, «побеждаются естества уставы».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Достойно причаститься Достойно причаститься
Свящ. Валерий Духанин
Достойно причаститься Достойно причаститься
Священник Валерий Духанин
Кто достоин и кто недостоин Причастия? Можно ли думать о своих добродетелях, приступая к Чаше? Как быть, если все время осознаешь себя недостойным и потому откладываешь Причастие?
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»
Архим. Илия (Рейзмир)
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»
Беседа с одним из старейших насельников Свято-Троицкой Лавры, смотрителем Патриарших покоев архимандритом Илией (Рейзмиром)
Многое наша Церковь пережила. Но ни на йоту не отступила. Ни догматически, ни нравственно, ни канонически – ни на йоту. И тем более исповедь необходима людям сейчас.
Происхождение Последования ко Святому Причащению Происхождение Последования ко Святому Причащению
Свящ. Михаил Желтов
Происхождение Последования ко Святому Причащению Происхождение Последования ко Святому Причащению
Священник Михаил Желтов
Настоящий очерк открывает серию статей о происхождении и содержании Последования ко Святому Причащению.
Комментарии
123 2 октября 2021, 22:32
Хорошая статья! Даже не видя даты, сразу понимаешь, что писалась она ещё в старое доброе время, а не в наши трусливые дни. Её бы ещё раз опубликовать сейчас и напомнить о том, что перед Кровью Христовой любые вирусы и бактерии отступают, и даже сам (!) ковид. Почему же ковиду уделено такое особое значение и почему некоторые священнослужители и священноначалие совершенно забыли эти истины, когда сегодня стерилизуют лжицу или причащают одноразовыми? Неужели все вирусы отступают, а вот ковид сильнее Крови Христовой? И когда всё это закончится? Когда же рухнет маловерное ковид-богословие и на его место вновь придет живая вера?
Наталия 8 июня 2020, 01:45
Прошло три года с момента этой публикации... и вот мы слышим от наших пастырей прямо противоположное мнение. А что с тех пор изменилось? Еще одно заболевание нас посетило. Да, непонятное, да, уносящее жизни, но разве может это изменить наше отношение к Таинствам ...
Зоя21 марта 2017, 19:36
Зачем вы все осуждаете, тех кому брезгливо? у меня по чистоте пунктик, я дома каждый день полы мою, всё с хлоркой. Ужасно боюсь покупные продукты. Естественно, прошу Бога не заболеть после Причастия, чтобы не подвергаться сомнению. Пока не заболевала никогда. Но всё равно тяжело. Если бы с одноразовой ложки это всё было, было бы легче. Я успокаиваю себя тем, что Богу труднее входить в наши греховные тела, и уж если Господь это делает и не брезгует, то надо и мне не брезговать этой ложки.
21 марта 2017, 16:01
Вспомнила свое первое причастие.Как человек с медицинским образованием очень боялась подхватить какую-нибудь заразу, ну например стоматит... Получила такой стоматит, что сразу поняла, что значит "да будет вам по вере вашей" :)) и осознала, что такое Чаша. Урок усвоила быстро - спасибо, Господи! Теперь к Чаше подхожу с должным пониманием и радуюсь, что у Чаши много народу.
Юлия21 марта 2017, 10:15
Какая может быть брезгливость,когда приступаешь к Причастию?! Если в Чаше сам Господь наш Иисус Христос! Мы брезгуем, гнушаемся самим Господом, а потом на Страшном Суде Он нами будет гнушаться и брезговать! Все от нашего маловерия..
Сергей Кокарев21 марта 2017, 07:12
По вере вашей да будет вам. Вера в Господа и в его всемогущество творят чудеса.
Сергей Харлов20 марта 2017, 20:16
Куда мне можно поехать, чтобы найти старца, сам я живу в тверской области
Павел18 марта 2017, 10:33
Андрею, Дмитрию.
В ФНКЦ к деткам, проходящим химию, батюшка приходит в палату. Хотя бы потому, что по улице им ходить нельзя.
Опасаетесь - приглашайте священника на дом, уверен, Бог простит сомнения в таком случае.

Но действительно, никогда не слышно чтобы от лжицы распространилась инфекция. Хотя в "механичность" чудес тоже не надо ударяться. При недолжном отношении и святая вода портится, а "за ради эксперимента" и от лжицы, думаю, заразиться можно.
Наталья18 марта 2017, 03:48
Меня смущает запивка после принятия Святых Христовых Тайн. На всех причастившихся 3 чаши. Наверно запивку можно как то по другому организовать?
Андрей17 марта 2017, 20:46
У нас батюшка 50 лет в сане, рассказывал в советские годы СЭС тайком на тряпочку с икон мазки брало, проверяли микробов не нашли.Это ему бывшая сотрудница рассказывала, которая потом к вере пришла.
Оксана Коврижных16 марта 2017, 22:31
Даже во аремя эпидемий страшных священники не заболевали от причастия. Факт.
Андрей 16 марта 2017, 19:56
Да, Святые Дары - настоящее чудо, что здесь ещё скажешь!
Но иногда, грешен, раздражают люди, чихающие и кашляющие в храме. Особенно, когда на Литургию пришли не для общего дела - ко Причастию, а только "частично поприсутствовать".
С простудой сам в храм не пойду. Вдруг, заражу кого-нибудь ещё на подходе к Чаше.
Людмила Селенская16 марта 2017, 14:07
Бабушка рассказывала. Когда она была маленькой, в храме к Чаше подошла девушка, больная туберкулезом в открытой форме. Причастилась. И после нее никто не подходил: боялись. Деревня, все друг друга знают. Батюшка обвел всех глазами и сказал: "Маловеры! Разве вы не знаете, что все огнем пожигается?" Облизал лжицу. И люди снова потянулись к Чаше.
Дмитрий16 марта 2017, 08:54
Поскольку пошла речь о больных лейкемией детях:
об их причащении лучше спросить о клириков храма
Веры, Надежды, Любови и Софии при ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии
Я не противоречу батюшке, но в храме при больнице могут знать об этом больше.
Анна15 марта 2017, 21:45
Спаси Бог Вас батюшка за такую нужную нам, моловерным и сомневающимся, статью! Особенно полезно, нам, медикам, скептикам, Фомам неверующим, нам бы всё потрогать и проверить и чудес и доказательств железобетонных! Ещё , пожалуйста, умных медицинских мыслей нам, особенно про советы батюшек поповоду лечиться/ не лечиться, соглашаться на операцию/не соглашаться, применять гормональные или само рассосётся или Бог исцелит...Спасибо вам по-человечески, спаси Бог вас и ваших близких!
Лариса Ром15 марта 2017, 21:34
Больной человек с температурой навряд ли пойдет в Церковь исключительно по состоянию своего здоровья. Я попросту не выстою. Если бы вы не затронули эту тему , я бы никогда о ней не задумалась .Все в руках Божьих .
Наталья Богоявленская15 марта 2017, 21:00
Да, когда-то и мне, только ещё воцерковлявшейся, пришлось пройти через это (брезгливость). И в моей неправоте убедил меня наш отец Максим, который в конце Причастия обязательно причащался сам, стоя на амвоне на виду у всей паствы. И всегда был здоров и бодр. Потом я в этом грехе покаялась и принципиально вставала в очередь ко Причастию одной из последних (самой последней не люблю, потому что суета у запивки отвлекает от службы). А через какое-то время вообще перестала обращать внимание, сколько народу передо мной и сколько после, ибо "во исцеление души и тела", а не наоборот.
Любовь15 марта 2017, 20:50
Великолепная статья! Никогда никто и ничем не заболеет после Причастия! Сам Господь незримо стоит рядом и смотрит с любовью на нас, ведь это же Его Кровь и Его Тело, которое все исцеляет, Это же Святыня! Какой грипп и какие микробы, какая онкология?! Я просто не представляю, как люди могут думать об этом? Когда я причащаюсь, я готова проглотить даже эту священную ложечку и ни одна капля не упадет. Господь никогда не допустит никаких микробов.Очень хорошо сказано выше-грязь и инфекция там, где грех. Где свято - там чисто.
Мама15 марта 2017, 18:52
Несколько лет назад у меня родился второй ребёнок. Ничего особенного. Но на 5 месяце беременности мне сказали врачи что выносить не возможно. Когда пришла к врачу после роддома она мне сказала что за 30 с лишним лет ее практики такого не было и быть в природе не может. Вот так то
Юлия15 марта 2017, 17:36
Андрей, не бойтесь, причащайтесь обязательно. У ,нас болела дочка, на вопрос о том как же нам во время химии причащаться с одной ложечки со всеми, Батюшка ответил почти слово в слово как автор данной статьи. А причащают и больных туберкулезом и подобными заболеваниями. Мы начали причащаться и ни разу ни чем не заразились. Слава Богу за все!
ТаняСем15 марта 2017, 16:30
Андрею 15 Марта 2017 г Простите Андрей,это большое истинное мужество так причащать дочечку,но осуждать никого не хочется да и грех еще один на душу тоже не нужен, а просто может позвать священника для Причастия на дому? Ведь если так ребеночек реагирует на малейшую инфекцию,то боль-то испытывает он сильнее,чем люди в Храме,боящиеся заразиться от Чаши....Простите меня еще раз,но тронуло до глубины сердца,помоги и спаси,Господи!
Мария15 марта 2017, 14:58
Что надо преодолеть, чтобы принести свою больную онкологией дочку (после ПХТ без лейкоцитов и тромбоцитов в крови)любой чих для которой смертельно опасен, в храм и причастить Таин?
Думается, что такого больного ребенка следует причащать дома.
михаил15 марта 2017, 14:10
А как целование киота иконы на аналое, тоже самое выходит,вы это оставили без внимания.
15 марта 2017, 13:53
Грязь и инфекция там где грех. Где свято там чисто.
валерий15 марта 2017, 12:51
Только бы Господь допустил причаститься не в осуждение.Такие мысли перед чашей. А в православной литературе читал, когда причащающий священник , если случилось упасть на пол частице тела Христова, буквально собирал губами и языком, все до последней капли и частички с места, где только что стояли чьи-то ноги в обуви(отнюдь не стерильной). Вот нам пример благоговения пред святыми Дарами.
Андрей15 марта 2017, 12:25
Не спешите, братья и сестра, оценивать других людей и смотреть свысока на тех, кто страшится заболеть причащаясь с нами из одной Чаши. Вы не можете знать насколько велик их страх, насколько реальна опасность. Что надо преодолеть, чтобы принести свою больную онкологией дочку (после ПХТ без лейкоцитов и тромбоцитов в крови)любой чих для которой смертельно опасен, в храм и причастить Таин?
Вам это достоверно известно? Мне - да
Вячеслав15 марта 2017, 12:08
Хороший аргумент, спасибо.
ishimb insto.ru15 марта 2017, 11:24
Да, очень жаль, трагедия прямо, когда во время эпидемии гриппа родители перестают приносить младенцев к Причастию и вообще в храм из-за это самой микробиологии.
Очень нужная статья, отправлю сестре- терапевту, которая тоже, увы...
Степан15 марта 2017, 09:39
Какая может быть брезгливость,когда приступаешь к Причастию?!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×