Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

"Мы своих сирот попам не отдадим"

В нашей стране существует устойчивый миф - раз президент православный, а чиновники всех рангов по большим праздникам в храмах старательно изображают "подсвечники", то Русской православной церкви в ее начинаниях дан "зеленый свет". На самом деле все не так просто. "Известия" уже трижды писали о попытках прокуратуры ликвидировать детский православный приют "Никита" в Московской области. Сначала мы думали - в одном отдельно взятом районе проявляют "усердие не по разуму". Потом появилась информация - нападки на богоугодные заведения идут и в других регионах. Теперь мы получили документ. Из него следует: существование приходских приютов власти считают "необоснованным". - Отец Амвросий стал настоятелем храма святого Никиты в Бывалине в 1992 году. Впрочем, тогда вместо храма стоял кирпичный остов без куполов. Энергичный батюшка сумел не только его восстановить, но и открыл воскресную школу. Но занятий раз в неделю ему показалось недостаточно, и в летние месяцы рядом с храмом стал работать детский оздоровительный лагерь "Никита". - Первый раз мы разместились в армейских палатках, спасибо военные помогли, Павел Грачев, в ту пору министр обороны, прислал, - говорит игумен Амвросий. - Сейчас уже стоят деревянные домики.
0
Так в Бывалине празднуют Пасху
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В нашей стране существует устойчивый миф - раз президент православный, а чиновники всех рангов по большим праздникам в храмах старательно изображают "подсвечники", то Русской православной церкви в ее начинаниях дан "зеленый свет". На самом деле все не так просто. "Известия" уже трижды писали о попытках прокуратуры ликвидировать детский православный приют "Никита" в Московской области. Сначала мы думали - в одном отдельно взятом районе проявляют "усердие не по разуму". Потом появилась информация - нападки на богоугодные заведения идут и в других регионах. Теперь мы получили документ. Из него следует: существование приходских приютов власти считают "необоснованным".

Приютские судьбы

Сереже Б. было 8 лет и говорить он умел всего два слова - "неть" и "зачем". "Нам позвонил кочегар, говорит: тут в коллекторе мальчишка живет", - рассказывает основатель и руководитель приюта "Никита" игумен Амвросий. Ребенка привезли, отмыли. Со временем выяснилось, что двухэтажный барак, в котором жила его семья, сгорел. Переселили в другую такую же развалюху, их в Павловском Посаде немало. Родители - пропойцы, брат - наркоман. В приюте за четыре месяца Сережа научился читать со скоростью 40 слов в минуту - во втором полугодии первого класса школы такой результат считается хорошим.

Лена Л. попала в приют в 3 года. Пьяная мамаша постоянно теряла ее на улице, у девочки были застужены почки. Дедушка с бабушкой ее судьбой не интересовались. Сейчас Леночка учится во втором классе и одновременно в музыкальной школе. "Она у нас на елках Дюймовочка, 18 представлений сыграла. И гости все восхищались. Мы им платья такие купили - нарядные, пышные", - говорит отец Амвросий.

Женя Б., 6 лет. У нее даже свидетельства о рождении не было. Вместе со слепой бабушкой она обитала в трущобах поселка Черноголовка.

15-летнюю Катю В. привели школьные учителя два года назад. Как и большинство "никитят", дома она была никому не нужна. Шлялась по подъездам и подвалам. Девочка была беременна. Родила дочку, она тоже растет в приюте. А молодая мама окончила школу и сейчас учится на портниху ("дизайнер по костюмам" - так будет написано в дипломе).

Илюшу И. заметили прихожане бывалинского храма, при котором и создан приют. Мальчик мыл в луже собранные бутылки. На вырученные деньги он содержал двух младших братьев. Сам Илья жил в государственном интернате, а на выходные приходил домой, где пьяная мать избивала его, требуя денег на выпивку. "Он буквально выходил младших", - так утверждает отец Амвросий. Мать братьев попала под машину, а над всеми тремя официально оформила опеку монахиня Василия, первая помощница игумена Амвросия. Среднему из братьев, Ване, 9 лет. Он уже прославился как талантливый кузнец - сам выковал патриарший вензель. Получив подарок, Святейший Патриарх Московский и всея Руси отправил юному мастеру письмо с благодарностью и коробку конфет.

Очень хотелось поговорить с Ваней, сходить с ним в кузницу, посмотреть, как управляется он там. Да вот не судьба. По требованию прокуратуры монахини-опекуны выехали из приюта с детьми по месту регистрации. Хотя закон не обязывает опекуна и опекаемого жить по месту прописки. Там лишь сказано, что они должны жить вместе. Но, как утверждает отец Амвросий, чиновники пригрозили отнять детей силой, приехать с ОМОНом. Батюшка подчинился. Сейчас в детском корпусе остались те, кому идти вообще некуда. Принимать новых детишек отцу Амвросию власти тоже категорически запретили.

Свой "Остров"

Отец Амвросий стал настоятелем храма святого Никиты в Бывалине в 1992 году. Впрочем, тогда вместо храма стоял кирпичный остов без куполов. Энергичный батюшка сумел не только его восстановить, но и открыл воскресную школу. Но занятий раз в неделю ему показалось недостаточно, и в летние месяцы рядом с храмом стал работать детский оздоровительный лагерь "Никита".

- Первый раз мы разместились в армейских палатках, спасибо военные помогли, Павел Грачев, в ту пору министр обороны, прислал, - говорит игумен Амвросий. - Сейчас уже стоят деревянные домики.

Священник вспоминает, что в какой-то момент заметил: многим "гаврошам", как он их называет, после лагеря некуда идти - только на вокзалы. Они оставались при храме. Так возникла идея приюта. Строили корпус из тех материалов, что жертвовали благодетели. Подарили кирпич - первый этаж кирпичный, подкинули древесину - возвели мансарду. Потом появились уютные спальни, туалет, кухня, столовая (ее игумен Амвросий по-церковному называет "трапезной"). И даже теплые полы удалось сделать. Губернатор Московской области Борис Громов подарил библиотеку. Он же, кстати, наградил игумена Амвросия почетным знаком за работу с детьми. За это же удостоил батюшку высокого церковного ордена Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Органы опеки Павлово-Посадского района, оформляя опекунство, дали такое заключение: "Дом для детей отвечает современным требованиям, просторные спальни, есть большая столовая, 2 душевые и ванная, туалеты, 5000 книг, к детям приходит хореограф, дети обучаются в школе неподалеку от храма, обеспечены питанием, одеждой, обувью", а также "необходимыми условиями для всестороннего развития".

"Для всестороннего развития" в приюте есть кружки: бисероплетения, рисования, музыки, компьютерный и кузнечный. А еще "никитята" 4 раза в неделю занимаются в конном клубе. Его, по словам игумена Амвросия, тоже пытались прикрыть - "церковная лавочка" не нужна, мол. Но местные жители, дети которых тоже привязались к лошадям, очень возмутились.

Все для того же "всестороннего развития" воспитанники отправляются не только в паломнические поездки, но и в цирк имени Юрия Никулина. Там их даже за кулисы пустили. И с кошками Юрия Куклачева играли. И с известным художником Павлом Рыженко обсуждали достоинства его картин на выставке в Музее Вооруженных сил. И в Театре кукол Образцова бывали не раз. И видеомагнитофон в "Никите" без дела не простаивает - смотрят не только фильм "Остров".

- Все советские мультфильмы у нас есть, - отец Амвросий уверен в их душеполезности, и в этом его поддержат многие родители.

- Ну а "Сказка о попе и о работнике его Балде" дозволена? - спросил я отца Амвросия.

- А что с ней не так? Читали мы эту сказку. Нужно только детям смысл объяснить.
- Да в одной епархии потребовали снять спектакль.

- Знаете, ко мне тоже иногда приезжают и начинают: зачем тут телевизор, зачем компьютер... Мешают спасению души.. Я тогда говорю: знаете, ребята, мы уж тут сами как-нибудь разберемся, чего мешает...

Молятся "никитята" утром и вечером. Вечером еще проходит крестный ход с маленькими детскими хоругвями. А потом уж разбираются в келье у батюшки: кто как себя вел, чем отличился, какие оценки в школе получил. Я дважды был свидетелем, как мальчишка (по виду - явный оторва) спрашивал:

- А в алтарь завтра можно?

- А ты как себя вел-то сегодня?

- Плохо...

- Ну вот, а еще в алтарь хочешь...

Такое вот средство воспитания. Потом благословение - и отбой.

А на престольный праздник храма в гости приезжают звезды российской эстрады - Юрий Лоза, Сергей Трофимов (Трофим) и многие другие. Словом, живут дети нормальной, полноценной жизнью. Настолько, насколько она вообще может быть таковой у сирот.

После наших публикаций о попытках ликвидировать приют его посетила начальник управления по защите прав детей аппарата Уполномоченного по правам человека Наталья Яковлева. Приехала она неожиданно: "Нарушений прав детей я не обнаружила. Совершенно нормальные условия, дети получают образование и полноценную еду. Какие у них могут быть сертификаты на картошку, если они ее сами выращивают? И коровы у них свои. Я считаю, что не закрывать этот приют надо, а помогать ему".

"Попечение о бедных в законах не прописано"

Тучи над приютом неожиданно начали сгущаться еще в прошлом году. От батюшки стали требовать его зарегистрировать. Он же ссылался на типовой устав прихода, позволяющий вести благотворительную деятельность. А уже в феврале началось то, что в нашей стране принято называть "наездом". 2 февраля 2007 года в Бывалино пожаловали санитарные врачи. Они-то и обнаружили, что число писсуаров, унитазов, ногомоек не соответствует нормам. В пищеблоке не хватает разделочных столов и моечных ванн для кухонной и столовой посуды, да и помещения устроены неправильно. Не на все продукты есть "удостоверения качества". Словом,  выходило, что таких  претензий множество. В тот же день райсуд рассмотрел дело о нарушении статьи 6.3 КоАП ("Нарушение санитарных правил") и вынес отцу Амвросию предупреждение. Но районной прокуратуре такого наказания показалось недостаточно, и она внесла протест в областной суд, указав, что "предупреждение" - это только для физических лиц, а к ответственности привлекается юридическое лицо, и в таком случае полагается приостановить его деятельность на срок до 90 суток.

В переводе с юридического на русский это означает, что приют должен быть закрыт. Областной суд решение первой инстанции отменил, и судьба детей повисла на волоске. Новое рассмотрение дела еще не назначено.

Строго юридического решения проблемы не существует. Сегодня законодательство предусматривает 3 формы заведений для детей-беспризорников: приют (там дети могут находиться не более 6 месяцев), реабилитационный центр (там можно жить год) и детский дом. Эти ограничения по срокам лишают смысла само создание православных учреждений для сирот. Ведь за полгода-год воспитать детей не получится, а находиться до совершеннолетия позволено лишь в детском доме. Но получение лицензии на его создание обусловлено обязанностью учредителя предоставить гарантии постоянного финансирования. Приходы живут на пожертвования, иногда крупные, а иногда - не очень. Словом, постоянного дохода у них нет. Кроме того, в случае регистрации детского учреждения уже построенные здания надо будет снести и строить новые, отвечающие всем чиновничьим придиркам, например, по числу писсуаров.

Однако "Никита" существует уже 13 лет и вполне заслуженно считается образцовым богоугодным заведением. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий заявил "Известиям": "Попечение о бедных в законах не прописано. Но такие очаги помощи возникли. Мы должны поклониться отцу Амвросию, как великому подвижнику. Как только я получил рапорт о происходящем, 16 февраля я обратился к исполнявшему обязанности губернатора Московской области Алексею Пантелееву (губернатор был в отпуске). И 22 февраля я направил ему дополнительную информацию. Господин Пантелеев заверил меня, что не может быть и речи о закрытии приюта. И я надеюсь, что этого не произойдет. И у меня нет претензий к властям Московской области. А что касается попыток ликвидации приюта, то это - одна из форм антицерковной борьбы. Ведь если бы эти люди хотели помочь, то им следовало бы прийти и спросить: "Чем мы можем помочь?", а не разгонять".

Закон - что дышло...

О том, что воспрепятствование деятельности церковных приютов -   явление нередкое, говорил во время недавней встречи с журналистами "Известий" и глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:

- Сейчас для Церкви самое трудное - это организовать приют для сирот. Причем, бывает так, что уже все сделали, здание есть, обслуживающий персонал, средства, а наши люди получают ответ: "Мы наших детей-сирот с улицы попам не отдадим". Есть, конечно, у определенной части нашего чиновничества, если хотите, инерция советского мышления, которая предполагает, что Церковь не должна заниматься воспитанием детей. Ведь, собственно говоря, вокруг этого и все эти битвы в отношении преподавания основ православной культуры, это тот же самый феномен. Но есть еще, я думаю, и меркантильный подход. Некоторые не хотят терять и возможность зарабатывать на всем этом деле. В любом случае мы сталкиваемся с трудностями в области создания приютов, детских садов. Кое-где власть готова идти навстречу, но в очень многих местах, напротив, до сих пор создаются трудности.

Что уничтожение церковных приютов - не частная инициатива одного из чиновников районного уровня, а вопрос политический, мы заподозрили, когда выяснилось, что схема разгрома "Никиты" уже использовалась в городе Волжском Волгоградской области.

Последние сомнения исчезли после того, как в распоряжении редакции оказалась копия ответа Московской областной прокуратуры на жалобы одной из прихожанок храма святого Никиты Анны Федотовой. Утверждения о том, что  в "Никите" "обучение несовершеннолетних по программам общего и профессионального образования не осуществляется, специализированная психологическая и социально-реабилитационная работа с детьми не проводится", оставим на совести старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних младшего советника юстиции А.В. Семенова. Но самое интересное в его ответе это последний абзац: "Поскольку на территории области функционирует развитая сеть находящихся в подчинении Министерства социальной защиты населения Московской области специализированных учреждений (социальных приютов и социально-реабилитационных центров), обеспечивающих надлежащие условия содержания и реабилитации детей... направление несовершеннолетних в "приюты", не имеющие статуса учреждений и не несущие ответственности за жизнь, здоровье, воспитание и обучение детей, является необоснованным и влечет нарушение конституционных прав несовершеннолетних". Так прокурор Семенов фактически подтвердил слова владыки Кирилла: чиновники не желают отдавать "детей-сирот попам". Родное государство о беспризорных уже позаботилось... Особенно об их конституционных правах. Только вот, по данным главы Детского фонда писателя Альберта Лиханова, 40% выпускников государственных детдомов становятся уголовниками, еще 40% - алкоголиками и наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством. Такие, стало быть, "надлежащие условия обеспечиваются" в столь любезных прокурорскому сердцу "специализированных учреждениях"?

Комментарии
Прямой эфир